Тунис. Путешествие в Сахару (день первый)
Zoya Tcherniavskaya
zoya_spring

Предисловие

Чем знаменательно 13 августа в истории Туниса? Принятием в 1956 году прогрессивного Кодекса, изменившего положение женщин в обществе в лучшую сторону. Триумф слабому полу в арабском мире обеспечил бывший в то время президент Хабиб Бургиба. Самой большой его заслугой перед представительницами прекрасной половины североафриканской страны стал запрет полигамии. В наши дни Тунис является единственным мусульманским государством, в котором категорически, без всяких условий, не разрешается многоженство. Мало того, девушки, достигшие брачного возраста, получили возможность свободно выбирать спутников жизни, а супруги при разрыве семейных отношений – оформить развод законодательно. Такое расширение прав женщин было необычным для исламского мира. Поэтому теперь ежегодно в память о принятии Кодекса отмечается Женский день в Тунисе (Womens' Day in Tunisia), который является государственным праздником и общенациональным выходным.
По традиции арабские мужчины празднуют День женщин в кафе.

Тунис

Чем знаменательно 13 августа в Тунисе для меня? Необыкновенно интересным путешествием в 2014 году в далекую Сахару. Разве когда-то могла я, школьница из глубинки, подумать, сидя на уроках географии и слушая рассказы учительницы о крупнейшей на Земле пустыне, что спустя годы попаду туда и босыми ногами пройду по ее горячим пескам. И вообще, что когда-то окажусь не просто в другой стране, а на другом континенте – в то время это было из рода фантастики. Поэтому, как и Кодекс для тунисской женщины, увлекательная поездка в Сахару стала ярким и замечательным событием в моей жизни.

Экскурсия так и именуется «Сахара», хотя это название не нравится местным гидам, потому что туристы, помимо пустыни, проезжают 2/3 страны. Отдыхающие, отправляясь в двухдневный вояж по Тунису, посещают исторические достопримечательности, знакомятся с жизнью и бытом троглодитов, купаются в горном оазисе, гоняют на джипах по барханам и совершают еще много-много всего… а-а-а, любопытно? Если да, тогда в добрый путь! Специально для интересующихся людей я расскажу о своем путешествии вглубь страны со всеми подробностями.

И – о да! – цена экскурсии 175 ДТ (или же 105$ на одного человека по курсу 1,68 ДТ на день покупки, точнее, на август 2014 года). Недешево, но, поверьте, оно того стоит!

День первый. Эль-Джем – Матмата – Дуз – Прогулка на верблюдах по Сахаре

Рано-рано утром, в красный день календаря, двадцать энтузиастов двухдневного путешествия по Тунису, среди которых ребенок в возрасте двух лет и семейная пара пенсионеров, собрались в холле отеля. В шесть часов без всяких проволочек все, кто-то с рюкзаком, кто-то с котомкой, разместились в салоне микроавтобуса. Едва пассажиры уселись, как невысокий, лысеющий, еще не старый, черноволосый мужчина с проседью поприветствовал туристов по-русски с заметным иностранным акцентом и представился. Это был наш гид Адам. Надо сказать, что тунисцы – полиглоты. Забавляло, когда в лавке, выбирая тот или иной товар, я, обращаясь за советом к мужу, слышала, как мелкий торговец, схватив мои слова на лету, пускал их вдогонку :). Так вот, наш славный гид, носящий имя прародителя человеческого рода, владел двенадцатью языками на разных уровнях, разговаривал на семи. Родился Адам в пустыне и знал жизнь в ней не понаслышке. По ходу движения к первому туристическому объекту он рассказывал нам об истории страны и между прочим поведал, что получал юридическое образование в Сирии, изучал литературу в Испании, вдобавок оканчивал двухгодичный курс по туризму на родине. «По-видимому, Адам, детство которого прошло среди бескрайних песков, стремился к знаниям, чтобы вырваться в мир больших возможностей», – в тот момент поймала я себя на мысли и прониклась уважением к неприметному на вид человеку, сумевшему освоить сразу несколько иностранных языков. Во время короткой остановки Адам щедрой рукой раздал всем экскурсантам по горячей лепешке. Угощение пришлось как нельзя кстати. С утра я не позавтракала, поэтому слопала свежевыпеченный хлеб с волчьим аппетитом. Начало поездки благодаря радушию гида было вкусным и приятным :).
Микроавтобус мчался по трассе. За окном проносились придорожные кусты, обширные оливковые плантации, колючие кактусовые изгороди…

Тунис

Мерный голос гида убаюкивал. И я уже чуть было не задремала, как вдруг перед моими глазами предстало грандиозное древнее сооружение. Это означало, что мы прибыли к первому экскурсионному объекту – амфитеатру в городке Эль-Джем. На часах 7.40. Дремота прошла, появился интерес.

Мы с мужем вместе с другими экскурсантами толпою прошли на территорию амфитеатра, спустились за гидом по лестнице и через тоннели проследовали к помещениям, точнее, мрачным камерам, где когда-то томились обреченные на смерть гладиаторы и содержались в клетках кровожадные животные.

Когда наша группа вышла из подземелья, Адам сообщил, что у нас есть 45 минут свободного времени для осмотра достопримечательности. Все разбились на кучки.
В далеком 1997 году мне посчастливилось увидеть громадный Колизей Рима. Так вот, амфитеатр в Эль-Джем тоже большущий, его размеры впечатляют. И хотя славу римского Колизея ему не превзойти, но и величия эль-джемовскому монументу не занимать.
Мы с мужем погуляли под сводами уцелевшей части здания, прикоснулись к древним стенам и сфотографировались на память.

Тунис

Оказавшись на арене, я осмотрелась. Увидела на ней каменную сцену, на которой в наши дни проходят концерты. Бросила взгляд на трибуны. По их рядам слонялись туристы. Вокруг тихо. А ведь когда-то на этой арене бушевали страсти. В древнем мире народ жаждал хлеба и зрелищ! На минуту я мысленно перенеслась в прошлое и увидела поверженного гладиатора, истекающего кровью, услышала гул десятков тысяч людских голосов и вой дикого зверя… Здесь, на этой самой арене, на которой стояла я, когда-то проводились «жестокие игры» на забаву толпе. А сегодня остался лишь амфитеатр под открытым небом – монументальное сооружение древнего мира.

В 9.00 мы вновь тронулись в путь к следующему пункту назначения. Двинулись в сторону Матматы. По дороге около 11.00 была техническая остановка у кафе-ресторана Sidi Boussaid, которое имитирует сине-белую гамму живописного города-музея Сиди-Бу-Саид. Арабская предприимчивость! Вообще, эти цвета типичны для тунисской архитектуры. Город Сиди-Бу-Саид прославился тем, что в нем жили многие известные художники. В нем стены зданий белые (символ мира), а двери, оконные рамы и ставни синие (цвет Средиземного моря).

После кофе-паузы продолжили путь дальше. (Кстати, эскимо в Sidi Boussaid стоило 2,5 ДТ (1$ = 1,68 ДТ)). И вновь за окном замелькали придорожные пейзажи. Оливковые плантации сменились саванной с редкими деревцами и невысокими кустиками.

Тунис

Где-то в середине дня микроавтобус остановился возле отеля Matmata. Туристы гурьбой высыпали из салона на улицу.
Нас провели в уютный ресторанчик. К столу подали салат из помидоров и огурцов, традиционное блюдо жителей Северной Африки и Сахары кус-кус и картошку с курицей (обед, кроме напитков, был включен в стоимость экскурсии). Покормили вкусно.

Традиционное блюдо жителей Северной Африки и Сахары

После сытного обеда пошли осматривать подземный отель. Через вырытый в твердом грунте тоннель попали в просторный двор-яму под открытым небом, из которого в разные стороны и на разных уровнях выкопаны пещерные номера. Возле каждой землянки – лестница. Подземный отель в Матмате демонстрирует традиционное жилище троглодитов (так называют «живущих в норе или пещере» людей). Для туристов – экзотика, а для жителей пустыни – привычная обитель.

Тунис

Со двора мы наведались в номер-пещеру. Интерьер аскетический: застланные белыми простынями матрасы, напольные ковры, стол и стул.

Потом гид повел нас в гости к берберам (коренным обитателям Матматы). Адам сказал, что мы идем смотреть действующее жилище троглодитов. «Якобы в пещерном доме до сих пор живут», – утверждал он. Конечно, в это слабо верится. Тем не менее мне было интересно увидеть традиционный быт местных жителей.
Мы, войдя в пещерный дом троглодитов, оказались, как и в отеле, на общем дворе, представляющем собой глубокую яму, вокруг которой вырыто несколько землянок (нор). Это комнаты (кухня, спальни, подсобные помещения и др.).

Тунис

Хозяйка дома, женщина улыбчивая, сладким берберским чаем напоила, медом с хлебом угостила, да еще и внутрь жилища разрешила зайти. Лично я посетила спальню и кухню, в нише которой ютилась газовая плитка, а с потолка свисала лампочка Ильича. Про себя я отметила, что какие-никакие блага цивилизации все-таки в пещерном доме есть. Кстати, температура воздуха в троглодитском убежище комфортная, жары не чувствовалось. В знак благодарности за теплый прием я оставила добродушной берберке динар. Ведь такие люди, как она, сохраняют древние традиции.
Всегда интересно узнать, КАК живет или жило местное население. В Тунисе – пещерный дом троглодита в Матмате, в Беларуси, на родине, – Строчицы в деревне Озерцо.

И снова мы в пути. Понеслись по пустынному шоссе к конечной цели первого дня путешествия – в город Дуз, который называют воротами Сахары. По дороге была еще одна мини-остановка у Café Portail Sahara. В нем я выпила берберского чая с миндалем (2 динара) и попробовала национальную сладость (1 динар). Вкусно!

Тунис

Здесь мы купили необычные цветы – «розы пустыни». Прекрасные творения природы кристаллизируются в слоях песка или почвы и выглядят как настоящие розы, застывшие во времени. Красиво! Отличный сувенир из Сахары!

Ближе к вечеру микроавтобус въехал в оазис финиковых пальм и остановился у отеля Saharа Douz. Всего лишь в двух шагах от Сахары. Едва я ступила на землю, как почувствовала дыхание пустыни. Лицо мое обдало жаром. Вполне достойно смотрелось песчаное здание отеля в окружении пальм. Четырехзвездочная гостиница с красивым интерьером, чистым номером и двумя бассейнами (открытым с пресной водой и закрытым с горячей термальной водой) приятно порадовала нас. Заселение прошло достаточно быстро.

Еще в пути гид Адам предложил на выбор катание на квадроциклах (погонять одному – 40 динар, с пассажиром – 60) или на верблюдах (20 динар с человека). В нашей группе все единогласно предпочли кораблей пустыни.
Через час после заселения экскурсанты дружной толпой в сопровождении Адама пришли на базу, где всем выдали берберские одеяния. В них облачались со смехом и шутками. Защелкали фотоаппараты, каждый старался запечатлеть себя в таком экзотическом наряде.

Тунис

Корабли пустыни были уже в полной экипировке.

В Африке живут только одногорбые верблюды. В караванах ходят лишь самцы. После короткого инструктажа погонщик помогал забраться каждому туристу на животное. Мне достался молодой, белого окраса мирный дромадер. Красавец! Я любя назвала его Снежок. Когда все были готовы, наш караван двинулся на прогулку – встречать закат в пустыне.

Тунис. Сахара

Снежок оказался спокойным и любящим :). Все время пытался поцеловать впереди идущего верблюда :). А у других напротив кусались и брыкались :). Мне было удобно путешествовать на этом тихом корабле пустыни :).

Сахара. Кругом тишина. И море песка. Легкого и мелкого, словно пепел. Сухого и мягкого, будто хорошо взбитая перина. И при закате солнца цвет его – персиковый. Нежный. Красота. Безмолвная. Пустыня. Покоряющая. Нет, жить в ней я бы не хотела, но побывать и увидеть ее молчаливые бескрайние просторы – да! – ради этого стоило приехать в Тунис.

Тунис

В отель мы вернулись уже затемно. Вкусно поужинали в ресторане («шведский стол» включен в стоимость экскурсии). Хотя назавтра был ранний отъезд (в 4.15 утра) и оставалось прикорнуть несколько часов, но спать мы не пошли, а отправились отмокать в горячих водах из подземного источника и поплавать в бассейне под ночным небом всего лишь в нескольких шагах от крупнейшей на Земле пустыни. Было до невероятности хорошо! :)

(Продолжение следует…)

• 1

Увлекательное путешествие

Это интересно!

Re: Увлекательное путешествие

Да, поездка в Сахару очень даже интересная :).

Интересно. Надо будет туда доехать.
На предыдущей работе был парнишка из Туниса :)

Юрий, надо доехать. Кстати, Тунис - бывшая французская колония.

Да, знаю) Постараюсь доехать :)

О! Классно! Я бы тоже сгоняла куда-нибудь в жару на недельку!

Да, пришла пора! Хочется сгонять в теплые края :).

Приятного вечера, Зоя) Хорошего настроения)

Спасибо, Оля! И тебе хорошего настроения!

Хорошего вечера, Зоя!) Отличного настроения!)

Оля, спасибо! И тебе отличного настроения!

Вот и я ради всех этих ощущений хочу поехать в Тунис...
Боюсь разочароваться, как глубоко разочаровалась Египтом.

Экскурсия в Сахару - очень интересная, впечатления о ней незабываемые. Понравилась талассотерапия. Море чистое, пляжи хорошие. Что разочаровало, так это мусор и неопрятность. После аккуратной Европы нечистота в Тунисе немного шокирует. Вообще, Тунис - красивый, так хочется мира и покоя этой стране.

жто ты в других арабских странах не была, мне туниса понравился)

И мне Тунис понравился :)

такое чуство, шо арабы в кафэ постоянно тусуюца, кроме рамадана:-)
а где это у них горячие источники?

Термальный источник находится на территории отеля Saharа Douz.

далековато от моря

Зато рядом с Сахарой.

Судя по тому, что Тунис стал курортным местечком, относительное равноправие женщин пошло ему на пользу!

В Тунисе такое замечательное море, отличные пляжи, хороший климат, но все-таки отдыхать там небезопасно. Сейчас. В 2014-м - было спокойно.

Жаль. Это там в ТЦ на людей напали?

Да, жаль! У нас в 2014-м возобновили из Минска в Тунис прямые рейсы, чартерные, а когда в 2015-м случился теракт на пляже, туристы массово начали отказываться от путевок. Ужасно, что в мирное время такое происходит.
Сахара меня покорила, надо будет как-нибудь собраться и вторую часть путешествия дописать.

Edited at 2017-09-21 06:40 pm (UTC)

Давно я мечтала в Африку, надо было как паспорт получила, так и лететь в Тунис. Но я не знала, что в Африку без визы.

В Тунис точно без визы. Надо надеяться на лучшее. Я бы в Тунис тоже вернулась. Хорошая страна для отдыха.